Летом 2014 года мировое литературное сообщество простилось с Дениэлом Кизом – одним из выдающихся американских писателей-фантастов своего поколения. Интерес к его творчеству не иссякает в читательских кругах уже не один десяток лет. Дэниела Киза всегда отличал нестандартный выбор сюжетов и поистине уникальный писательский язык. Киз никогда не был типичным представителем литературного мира. В центре его произведений на фоне развития фантастических сюжетов раскрываются проблемы и переживания лиц с различными психическими расстройствами. Возможности человеческого мозга, внутренний конфликт, грань между сумасшествием и адекватностью – все эти темы затрагивал автор в своих произведениях.


Родился будущий фантаст в Нью-Йорке 9 августа 1927 года. Его родители-евреи Уильям Киз и Бетти Алицки были выходцами из Российской империи. Отец содержал магазин, а, мать работала в косметической клинике. По окончании Бруклинского колледжа, Дэниел Киз поступил на военную службу в ВМС Соединенных штатов. Некоторое время он подрабатывал в редакции журнала «Научная фантастика», а параллельно работал в школе. После защиты диссертации по филологии, он занялся преподавательской деятельностью. Киз вел курс английского языка и литературы, а также курсы писательского мастерства в нескольких университетах.
Первой серьезной публикацией Киза стал рассказ «Прецедент», вышедший в мае 1952 года в популярном журнале Marvel Science Fiction. А общеамериканскую известность Дэниел Киз приобрел после издания рассказа «Цветы для Элджернона», опубликованном в 1959 г. Позже рассказ перерос в полноценный роман, и его автор получил несколько престижных американских литературных премий. За рассказ Кизу вручили «Хьюго – 1960», а за роман «Небьюл-67» Таким образом, Дэниел Киз стал единственным писателем, которому удалось стать лауреатом двух самых престижных в англоязычной научно-фантастической среде наград за два произведения с одинаковыми названиями. Впоследствии роман «Цветы для Элджернона» будет издан более чем на тридцати языках. Он привлек внимание не только читателей и литературных критиков, но и кинематографистов.
В 1968 году роман «Цветы для Элджернона» был экранизирован режиссёром Ральфом Нелсоном. Фильм получил название «Чарли». За исполнение главной роли актёр Клифф Робертсон был награжден «Оскаром». «Цветы для Элджернона» стал знаковым явлением в мировой литературе XX века. Роман отличают захватывающий сюжет, уникальная стилистика, нестандартные публицистические приемы. С первых же страниц невольно проникаешься сочувствием к главному герою, следишь за перипетиями его биографии, попытками вести образ жизни здоровых людей, переживаешь вместе с ним успехи и неудачи. И, наконец, грустишь, когда понимаешь, что история не будет иметь счастливого конца. Покоряет трепет и восторг с которым Чарли Гордон относится к Элджернону. В послесловии главный герой, который сумел стать гениальным, а затем снова вернуться к начальному состоянию – просит своего читателя: «Если у вас будет возможность положите пожалуйста немного цветов на могилу Элджернона которая на заднем дворе…»
На протяжении своей писательской биографии Дэниел Киз тяготел именно к фантастическим сюжетам. Наиболее удачными работами в сходной тематике после «Цветов для Элджернона» стали романы «Прикосновение» (1960-е гг.), «Пятая Салли» (1980-е гг.) и «Пока смерть не разлучит нас» (1990-е гг.). Основная сюжетная линия романа «Пока смерть не разлучит нас» связана с жестоким двойным убийством во Флориде, в нем автор затрагивает тему справедливого наказания убийц. «Прикосновение» повествует о страданиях человека, подвергнувшегося действию лучевой болезни. В романе «Пятая Салли» Дэниел Киз еще раз в своем творчестве поднял тему множественности личности. В рамках фантастической истории он формулировал проблемы самоидентефикации человека, понимания добра и зла, восприятия внешнего мира отдельно взятой личностью, отсутствия грани между нормой и отклонением. Другими словами Дэниел Киз умело вписывал «человеческое» в невероятные, вымышленные условия.
Путь к общемировой известности начался в момент, когда внимание уже популярного в Америке Киза привлекает история 23-х летнего юноши Уильяма Стенли Миллигана, обвиненного в серии ограблений и изнасилований. История Миллигана стала беспрецедентным случаем в истории американского судопроизводства. Несмотря на серьезность, предъявленных обвинений он был освобожден по причине психического расстройства – диссоциативного расстройства идентичности. При возникновении подобного заболевания личность человека как бы «рассыпается», и создается впечатление, что в одном теле умещаются сразу несколько несхожих друг с другом личностей. В определённые моменты в человеке происходит смена состояний, и одна личность замещает другую. Все «личности» имеют разный возраст, национальность, характер, умственные возможности, взгляды на мир, даже пол, по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Множественная личность – это некий эксперимент высших сил над внутренней природой человеком. До «Дела Миллигана» данное заболевание считалось вымыслом нескольких психиатров и не имело научной обоснованности.
Поэтому, когда Билли Миллиган обратился к Дэниелу Кизу с просьбой описать историю его жизни, последний с большим энтузиазмом принялся за работу. В ходе многочасовых бесед автору удалось проникнуть в прошлое Билли, узнать причины расщепления и истории жизней каждой отдельно взятой личности. К слову всего в Билли Миллигане сосуществовали 24 разных человека. На протяжении их совместных бесед Киз относился к диагнозу Билли скептически, склоняясь то к одной точке зрения, то к противоположной. Работа над книгой продолжалась два года, параллельно Киз проводил расследование, которое должно было подтвердить или опровергнуть факты, о которых ему рассказывал Билли. И к его глубокому удивлению вся история Миллигана находила свое подтверждение. В 1981 году книга «Множественные умы Билли Миллигана» была издана.
Сюжет построен вокруг истории с судебным разбирательством по делу маньяка, орудовавшего на территории медицинского факультета Университета штата Огайо. Главный герой предстает перед читателем загнанным насильником и психопатом, которому требуется лечение. Люди, окружающие его в этот период с опаской относятся к происходящим внутри Уильяма Миллигана изменениям, но некоторые пытаются ему помочь, несмотря на предрассудки и давление общественности. Автор детально выстраивает историю прошлого и настоящего главного героя. Из повествования мы узнаем о причинах, по которым личность Билли распалась, в какой момент жизни начали появляться первые личности, при каких обстоятельствах происходили новые расщепления, и как ему удавалось скрывать свою болезнь долгое время, пока ситуация окончательно не вышла из-под контроля. Шаг за шагом в голове выстраивается невероятная картина, противоречащая всяким разумным объяснениям. Книга производит впечатление научно-фантастического произведения, если бы не одно но: все события в ней – реальны.
Дэниэл Киз разделил личности Миллигана на «желательные» и «нежелательные», в зависимости от их влияния на жизнь Билли. В первую категорию вошли: сам Билли, Артур, Рейджен, Аллен, Томми, Дэнни, Дэвид, Кристин, Кристофер и Адалана. Ко второй категории были отнесены: Филипп, Кевин, Уолтер, Эйприл, Семюэль, Марк, Стив, Ли, Джейсон, Роберт, Шон, Мартин и Тимоти. Невозможно представить, что все эти личности сосуществовали в одном человеке. Кизу удалось передать читателям особенности взаимоотношений между личностями, «правила внутреннего распорядка» соблюдаемые «желательными». Например, за повседневную жизнь отвечал 22-х летний англичанин Артур (именно он стремился скрыть наличие у Билли заболевания), а за пребывание в опасных местах, будь то тюрьма или психиатрическая клиника – югослав Рейджен (единственный дальтоник среди личностей). Среди личностей Миллигана много детей: как мальчиков, так и девочек. Они начали появляться еще до совершенного над ним насилия, что подвергает сомнению теорию о том, что расщепление произошло исключительно из-за эмоционального потрясения, пережитого им в восьмилетнем возрасте. Некоторые личности появились в ответ на окружающие обстоятельства. Так, когда Билли работал в цветочном магазине появилась Адалана, которая с удовольствием составляла букеты.
Отдельный интерес вызывает у читателя 26-летний Учитель. Он позиционировал себя как комбинацию всех внутренних личностей вместе взятых. Учитель отличался умом, чуткостью, наличием чувства юмора. Образ Учителя наиболее приближен к личности Уильяма Миллигана до расщепления. Всех остальных Учитель называл «созданными им андроидами», он являлся хранителем памяти, и именно благодаря ему стала возможной публикация книги.
Многочисленные тестирования и беседы заставили психиатров подтвердить, что все личности Миллигана обладают разным уровнем IQ, ведут себя по-разному, и отрицать их существование не представляется возможным. В ходе судебных разбирательств факт болезни Уильяма Миллигана был официально подтвержден и его отправили на принудительное лечение. В 1988 году после лечения его выпустили на свободу, в декабре 2014 года Билли Миллиган умер, но память об уникальности его состояния сохранена благодаря кропотливой работе Дэниела Киза.
Сюжет книги настолько невообразим, что поверить в реальность описанных событий просто невозможно. До конца остается непонятным кто же такой Уильям Стенли Миллиган: Гений? Психопат? Выдающийся актер? Или хитрый делец, умело избежавший наказания? Пожалуй, каждый после прочтения отвечает на все вопросы самостоятельно. До конца неразрешенным остался вопрос, что явилось причиной возникновения расстройства: генетическая предрасположенность или обстоятельства биографии главного героя, а может просто влияние высших сил? И вновь вопросы. Действительно после прочтения книги остается огромная почва для размышлений. Ведь «Множественные умы Билли Миллигана» не просто биография уникального человека, а исповедь, призыв к пониманию, просьба о помощи. В книге затронуты такие острые темы современного общества как жестокое обращение с детьми, домашнее насилие, отношение к психически больным, недостатки судопроизводства и системы исполнения наказаний.
История множественной личности получила продолжение в «Войнах Миллигана» (The Milligan Wars ). В 1986 году книга была опубликована в Японии, а ее перевод и издание на других языках состоятся лишь после экранизации первого произведения о Билли Миллигане. Рабочее название картины - «The Crowded Room». Недавно американский актер Леонардо Ди Каприо публично заявил, что его продюсерская кампания Appian Way экранизирует книгу Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана». По словам Ди Каприо он мечтал сыграть эту роль более 20 лет.
После успеха «Множественных умов» Дэниел Киз продолжил развивать и другие сюжетные линии. Последняя работа Киза, «Элджернон, Чарли и я» (2000), воспринимается читателем как своеобразные мемуары писателя. В книге он вспоминает хронологию событий, которые вдохновили его к созданию «Цветов для Элджернона», как проходила работа над произведением. В 1999 годуамериканская ассоциация писателей-фантастов наградила Дэниела Киза Почетной премией за вклад в фантастику (Author Emeritus). Что стало заслуженной оценкой его многолетних достижений. В последние годы автор жил в Афинах (штат Огайо), занимал должность профессора литературы в местном университете. Смерть Киза ничуть не умалила интереса к его творчеству. Детальность, с которой он воссоздавал истории, нестандартность сюжетов и неповторимый писательский язык ставят Дэниэла Киза в один ряд с лучшими фантастами XX века.