— Она мне очень нравится, но я не влюблен в нее.
— А она влюблена в Вас, хотя нравитесь Вы ей не очень.
Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"

Сейчас эта цитата довольно часто встречается на просторах интернета, а особенно в женских пабликах в социальных сетях. Но мало кто знает, кому она принадлежит. Без сомнений это Оскар Уайльд и его знаменитый единственный опубликованный роман "Портрет Дориана Грея".
Именно об этом романе пойдёт речь в моей статье. Почему именно этот роман и этот автор привлекли моё внимание и пробудили желание написать? Я с удовольствием расскажу.


Несколько лет назад мне на глаза попался совершенно неизвестный фильм под названием "Дориан Грей", прошу не путать с "50 оттенками серого", разница между ними колоссальная. Привлекло описание фильма и красивое лицо главного героя на постере фильма. Что то загадочное, немного злое и безусловно завораживающее струилось из взгляда того парня. Что ж, я решила посмотреть и с головой окунулась в мир роскоши, красоты, вседозволенности и порока. Сказать, что сюжет меня впечатлил значит ничего не сказать. Я заинтересовалась этой историей и прочитала несколько источников, из которых я узнала, что фильм является одной из тридцати экранизаций единственного опубликованного романа скандального писателя Оскара Уайльда. Почему скандального? Да потому что публикация романа просто взорвала английскую общественность викторианской эпохи. Роман был написан в 1890 году всего за три недели и настолько потряс критиков своей аморальностью, что его публикацию хотели запретить, а самого автора отдать под суд. Однако, такая реакция была только у критиков, читатели же были в восторге.
Что же такого написал Уайльд в своём романе, что потрясло читателей и сделало его произведение одним из самых знаменитых в мире?
Как и в любом произведении, в романе есть главный герой, имя которому Дориан Грей. Этот совсем юный парень, никогда не знавший красивой жизни и порока,внезапно стал владельцем огромного состояния, шикарного особняка и всех прелестей светской жизни. Обретя все эти мирские блага, он так же обрёл новых друзей и, конечно же, любовь. Его друг и наставник лорд Генри, воспевающий удовольствие во всех направлениях, взял Дориана под своё крыло и наивный юноша, не знающий жизни и никогда не испытывающий удовольствий, о которых так восторженно рассказывал ему Генри, завороженно слушал истории и наставления, которые, возможно, и погубили его. Однако, второй друг, талантливый художник, восхваляющий чистую красоту и непорочность юноши, Бэзил Холлуорд с опаской относится к дружбе Дориана и Генри и всячески старается убедить героя не следовать тем ужасным на его взгляд наставлениям, которыми щедро сыпет лорд. Восхищаясь и восхваляя внешнюю и внутреннюю красоту непорочного наивного Дориана, Бэзил пишет прекрасный портрет, который вскружил голову своим реализмом и красотой не только тех немногих людей, которым выпала честь его увидеть, но и самому Дориану. Буквально влюбившись в свой портрет, Дориан завидует своему изображению, понимая, что со временем, с годами он потеряет эту искрящуюся красоту, портрет же останется таким прекрасным вечно. Тогда Дориан возжелал оставаться таким же прекрасным и цветущим, как на портрете. Но ведь это всего лишь желание юноши, такое же желание, как и у миллионов красавцев и красавиц во всём мире, не желающих расставаться со своей молодостью.
Проходит время, Дориан с помощью лорда Генри осваивается в новом для него мире, полном разврата, лжи и пороков и постепенно втягивается, становясь светским любимцем и под влиянием лорда ведёт довольно распутный образ жизни. В одном из захолустных театров он знакомится с прекрасной актрисой по имени Себилла Вэйн, в которую впервые в жизни влюбляется. Чувства юноши настолько искренни, сильны и чисты, что он делает предложение руки и сердца и, конечно же, любящая его девушка тут же соглашается. К слову, Себилла-красивая молодая девушка, живущая театром, в котором она работала и жила и другой жизни кроме театра никогда не видела. Полюбив Дориана, она поняла, что её жизнь-это не театр, а реальный мир, в котором всё не так красочно и наигранно. Обманув Себиллу, не сдержав обещания жениться на ней, Дориан узнаёт от её брата, что она покончила с собой. Эта новость потрясла его и вызвала жалость и осознание горя, которому он подверг несчастную девушку, но его печаль прошла к вечеру, когда он вновь вернулся к своему уже обычному занятию-проведению времени на светских вечеринках и в публичных домах.
В этот же период и раскрывается основная идея, изюминка романа-Дориан обнаружил, что его портрет изменился, на нём появилась злая усмешка. Это было странным явлением ведь этот портрет был написан обыкновенным маслом на обыкновенном холсте и самым обыкновенным, хоть и талантливым, художником. Тут то Дориан и вспоминает свой восторг от портрета и зависть его красоте, которые сподвигли его пожелать оставаться вечно таким же цветущим, прекрасным, как молодой человек, смотрящий на него с портрета.
Проходят года, Дориан всё глубже опускается на дно морали, всё быстрее и сильнее катится по наклонной, пробуя себя во всё новых и новых грехах, но молодость и красота не покидают его. Спустя 20 лет он всё так же прекрасен, молод и полон сил, как и в тот день, когда впервые увидел свой портрет. Но что на самом деле происходит? На самом деле его портрет спрятан в чулане, от которого есть только один ключ, который Дориан всегда носит с собой и ни на секунду не оставляет без присмотра. Какую же тайну скрывает за собой дубовая старая дверь чулана? Портрет больше не висит в гостиной и не радует своей красотой владельца и его друзей, он скрыт от посторонних глаз, стоит посреди хлама, накрытый старым покрывалом и хранит секреты Дориана. Только теперь на портрете изображён не прекрасный юноша, смотрящий светлым чистым взглядом, а уродливый морщинистый старик, который в романе олицетворяет душу главного героя. Чем больше грехов совершает юноша тем страшнее и безобразнее становится его изображение на портрете. Портрет отдал свою молодость Дориану, но показывает истинное лицо героя, лицо, которое он заслужил, совершая мерзкие поступки с людьми, убийства и разврат.
В конце романа Дориан пытается вернуться к прежней жизни, прекратить аморальную жизнь, даже совершает благородные поступки, тем самым пытаясь очистить свою душу и вернуть портрету былой вид, но, понимая, что его усилия тщетны, он пытается уничтожить портрет, вонзив в него нож. Герой так и умирает перед портретом. Его друзья находят в чулане портрет с изображением красивого юноши и тело уродливого старика с ножом в сердце, в котором они узнают Дориана...
Жил ли на самом деле Дориан Грей или он лишь существовал, как отражение своего портрета? В его жизни были лишь фальшивые мимолётные удовольствия, которые превратили его из наивного чистого юноши в настоящее чудовище, для которого человеческие жизни не имели никакой ценности и, которые он беспощадно рушил, как карточные домики.
Сюжет этого романа достаточно интересен, фантастичен и поучителен. Кроме того, роман пронизан цитатами, полными цинизма и презрения к ценностям общества викторианской эпохи. В основном эти цитаты принадлежат лорду Генри, который и был виновником в развращённости главного героя.
Роман настолько впечатлил читателей, что в обществе даже появился термин "синдром Дориана Грея", это болезнь, присущая людям, которые панически боятся старости, физического увядания, создают культ молодости. Такие проявления чаще характерны публичным людям, которые нередко прибегают к пластическим операциям, молодежному стилю одежды и т.п.
Кстати, многие критики пришли к единому мнению, что роман имеет сходство с Фаустом. Сам Дориан выступает в роли Фауста, лорд Генри-Мефистофеля, толкающего его на совершение грехов, а художник Бэзил-такой себе ангел - хранитель, пытающийся уберечь Дориана от дурного влияния, но, к сожалению, проигравший.
"Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам". Из письма О. Уайльда редактору "Скотс обсервер", 1890 г. В целом романе автор не описал ни одного конкретного порока Дориана, ссылаясь на то, что каждый читатель сам видит те пороки, которые присущи лично ему т.е. можно сказать, что, читая роман, Вы сможете понять свои слабые стороны и увидеть в себе именно те черты, которые ведут к порокам.
Так чему же учит нас Оскар Уайльд в своём романе? Эстетизм. Человек может быть прекрасной наружности, излучать яркий свет, громкий смех и обладать сладчайшим в мире голосом, но все эти признаки не могут характеризовать его полностью, характеризовать его как человека, как личность. Мы стали забывать, что книгу нельзя судить по обложке и порой, восхищаясь чьей то красотой и идеальностью черт, мы совсем забываем о том, что самое важное спрятано внутри. Ведь чем прекрасен на самом деле человек? Шириной улыбки, томным взглядом, правильными формами или чистотой его намерений, отзывчивостью, честностью и великодушием? На самом ли деле мы считаем красотой именно те черты человека, которые принято считать? Автор довольно чётко и доступно описал нам насколько зачастую мы ошибаемся, когда восхищаемся чьим то стилем одежды, контурами тела, красивой кожей и как дорого мы можем заплатить за свои ошибки, отдавая свои предпочтения не внутренним качествам человека, а обёрткой, которую этим качествам дала природа.
Я думаю, что каждому человеку будет очень полезно прочитать роман, независимо от его места в обществе, материального состояния, возраста потому что каждый из нас обязательно вынесет из этого романа свой урок, каждый увидит именно те пороки Дориана, которые необходимо устранить.
Роман считается интеллектуальным и написан в декадентском стиле, но, несмотря на это, читается очень легко и написан доступным языком. Читая его, так и хочется взять карандаш и блокнот и выписать все те цитаты, которыми он полон. Даже не верится, что такая потрясающая, шедевральная работа была создана всего за три недели, ведь здесь множество размышлений на тему морали, которые актуальны и по сей день. И какая мораль придётся больше по вкусу решать только Вам...