Писатель, о котором мы будем сегодня говорить, – современный французский автор Бернар Вербер. Если описывать его творчество в общем, то это современная проза на стыке с фантастикой. Или, по-другому, фантастика, маскирующаяся под современную прозу. Почти во всех его книгах проскальзывает этакое двуединство реальностей. Давайте попробуем разобраться в самом механизме такого противоречивого мира.

Вообразите себе научно ориентированный мир в виде башни из кубиков: фактов, обстоятельств, неопровержимых теорем и прочих научных изысканий. Получилось? А теперь представьте себе другую башню из кубиков, где собраны все земные мифологические системы: скандинавские, греческие, ацтекские, японские мифы и даже все религии – они в каком-то смысле тоже относятся к мифологической картине мира.


рекомендуем технический центр

 

Итак, у нас есть башня из науки и башня из мифологии. Теперь мысленно разрушьте эти башни так, чтобы кубики перемешались, затем дополнительно помешайте их и соберите из этих кубиков одну единую башню.
Вот примерно так и выглядит любая книга Вербера. Здесь научные факты всегда служат подтверждением каким-то мифологическим событиям, а мифология, в свою очередь, подтверждает науку.

Естественно, реальность, которая получается у Вербера, выглядит почти как наша, но по сути это смесь реального и выдуманного миров, которые тесно переплетаются между собой. Для многих читателей Вербер как автор ценен тем, что он интерпретатор этой реальности. Он проводит аналогию и создает взаимосвязь между двумя совершенно несопоставимыми явлениями. Но та связь, которую предлагает Вербер, при определенных условиях могла бы существовать. Таким образом, можно сказать, что романы этого писателя – это чистая игра разума, игра в «а что если бы...».

Жизнь глазами насекомых.

Самый первый хронологический цикл, вышедший из-под пера Вербера, включает в себя три книги: «Муравьи», «День муравья» и «Революция муравьев». Он написан в начале 90-х (первая книга издана в 1991 году, последняя в 1996). Особенностью этого цикла является то, что главными героями здесь выступают не только люди, но и, как понятно из названия, муравьи. И как раз-таки муравьи, главные персонажи всех трех книг, по сути абсолютно не меняются, в отличии от людей. Рассказ о судьбе отдельно взятого муравейника и его обитателей (в центре сюжета образ муравья-солдата, которому выпало пережить очень много открытий и откровений в своей жизни) проходит красной нитью через все три книги. Вторая часть сюжетной линии связана уже с людьми, чьи образы, в отличие от муравьев, изменяются от книги к книге.

Эта трилогия до сих пор остается одним из любимейших циклов у поклонников творчества Вербера. Как бы странно это ни звучало, но из этих книг можно не только больше узнать об организации муравейников и жизни насекомых вообще, эти книги также позволяют читателю расширить горизонты своей мысли и взглянуть на привычный мир под необычным углом – с точки зрения муравья.

Поиграем в богов?

Другой цикл произведений Бернара Вербера, объединенных одними и теми же персонажами, насчитывает пять книг и делится на две, скажем так, подчасти. Сперва идет дилогия «Танатонавты», а затем трилогия о богах «Мы, боги», «Дыхание богов» и «Смерть богов». В дилогию о танатонавтах входит, собственно, книга с одноименным названием и вторая книга «Империя ангелов».
Теперь вспомним о мифологической башне из кубиков. Эта наша теория в меньшей степени относилась к циклу о муравьях, а вот к этой известной серии Вербера, посвященной танатонавтам, башня мифологии имеет как раз самое прямое отношение.

В серии о танатонавтах автор попытался объединить и создать какой-то универсальный космос, универсальную мифологию, в которую «вливаются» все другие мифологии. Этот цикл посвящен изучению загробной жизни. Начинается он с первого тома «Танатонавты». По аналогии с космонавтами, которые изучают космос, танатонавты изучают «танатос» - смерть. Эта книга рассказывает о том, что происходит с человеком после смерти, какой у него есть выбор и как человек его делае. Что еще «цепляет» в книге, так это сатирический упор на потребительство человечества как качество. Очень увлекательный и безумно интересный роман, от которого невозможно оторваться, несмотря на внушительный объем.

 

Что касается «Империи ангелов», то здесь у героя появилась возможность, исходя из его выбора в предыдущем томе, попробовать себя в роли ангела. Ему дают трех подопечных людей, которым он должен помогать в силу своих способностей, посылать испытания и даже обучать разным важностям. То есть герою предстоит работа этакого ангела-хранителя.

После «Империи ангелов» в цикле идет трилогия о богах: «Мы, боги», «Дыхание богов» и «Смерть богов». Эта трилогия тесно взаимосвязана, поэтому начав читать один роман из серии, остановиться довольно сложно. История, начавшаяся в первом томе, развивается на протяжении цикла и обретает свою конечную точку только в конце третьей книги. Как понятно из названия, у главного героя появилась возможность поиграть в Бога, своеобразного демиурга. Однако, он не один такой. Есть целый курс «молодого Бога», который ему необходимо пройти вместе с другими претендентами на это звание. Суть заключается в том, что каждому богу дается народ и дальше, как в компьютерной игре «Age of Empires», каждый бог должен привести свой народ к процветанию, к прогрессу и к победе над другими народами. И если народ какого-то бога погибает, то этот бог выбывает из гонки. В данном случае гонка продолжается не во всех трех томах, у героев также будет возможность побывать среди своего народа – воспитанника, прочувствовать на себе все радости и невзгоды созданного ими общества.

Тем, кому по душе такие фантастические книги о богах, о влиянии высшей силы, эта трилогия станет отличным выбором для чтения. А поклонникам стратегий типа «Age of Empires» цикл о богах послужит настоящим учебным пособием, написанным легким, порой ироничным языком.

Кстати, любителям греческой мифологии также придется по душе трилогия о богах. Там они смогут встретиться в первую очередь именно с греческими божествами, которые идентичны олимпийцам, знакомым нам из греческих мифов. Более того, они выступают в роли преподавателей на курсе «молодого бога».

Интриги и расследования в детективном фантастическом цикле.

Переходим к следующему циклу Вербера. Называется он «Исследователи науки» и рассказывает о двух весьма необычных личностях: это молодая журналистка Лукреция Немро с довольно любопытной судьбой и бывший журналист, а ныне ученый и мизантроп Исидор Катценберг, закрывшийся от мира в водонапорной башне. Именно эти два героя ведут все три расследования, которые входят в цикл.

Первый роман цикла – «Отец наших отцов», расследование происхождения человека. Второй роман – «Последний секрет», он повествует о создании искусственного интеллекта и о мирном сосуществовании человека и компьютера. Ну и третий роман цикла – «Смех циклопа», исследование природы и происхождения смеха. Все три книги любопытны с точки зрения раскрытых в них идей, хотя, признаться, гораздо уступают двум предыдущим циклам Бернарда Вербера по глубине идей и глобальности событий, поэтому читатель может смело пропустить «Исследователей науки», ничего при этом не утратив.

Рассказы о дополнительной реальности.

Далее поговорим о сборниках рассказов Вербера: «Древо возможного» и «Рай на заказ». Эти сборники - история нашего будущего, книга гипотез и предположений «а что с нами было бы, если…». Так вот, если вы теряетесь и не знаете, с чего начать знакомство с этим автором и не хотите сразу погружаться в какой-либо длинный цикл, можно смело пробовать один из этих сборников. У вас будет возможность познакомиться со стилем автора, с темами, которые он выбирает для своих книг и сориентироваться, будет ли вам интересно читать у него что-то более объемное.

Экспериментальная проза.

Есть у Вербера и так называемые экспериментальные книги, не похожие на привычные его произведения. Это, конечно же, «Энциклопедия относительного и абсолютного знания» и «Книга путешествий». Что касается «энциклопедии», то почти все статьи, которые есть в этом сборнике, можно с легкостью найти в циклах «Танатонавты», «Ангелы», «Боги» и «Муравьи». Статьи, собранные в этой энциклопедии, наполовину научные, наполовину фантастические, но абсолютно увлекательные. Ну а «Книга путешествий» представляет из себя даже не столько произведение, сколько набор цитат и картинок.

Возвращаясь к малым по объему произведениям, также стоит упомянуть две «пьесы» Вербера. Почему «пьесы» в кавычках? Потому что на самом деле это по составу не пьесы, разыгранные по ролям, а просто текст. Но выглядит это все действительно как сцена из какой-то пьесы. Первая новелла «Наши друзья человеки» представляет из себя одну закрытую комнату, где все и происходит. Пьеса «Добро пожаловать в рай» - попытка ответить на вопросы: что происходит после смерти, о чем пойдет разговор на последнем суде? На самом деле, «Наши друзья человеки» даже была даже пару раз экранизирована, это такая камерная пьеса, в которой можно всячески проявить свои актерские способности.

Романы, достойные стоять на полке.

Напоследок осталось еще две книги, это отдельные романы, не привязанные ни к одному из циклов. Первый из них – «Звездная бабочка». Если в двух словах описать завязку сюжета, то выглядит она так:
• На Земле вот-вот произойдет третья мировая война, поэтому одно из правительств строит космический корабль под названием «Звездная бабочка», который должен унести в космос образцы человечества.
• В случае гибели нашей планеты, космические странники смогут основать новую колонию людей на той планете, которая заложена в автопилот корабля.
Очень любопытная история, особенно тем, что происходит внутри маленького замкнутого сообщества вынужденных космических переселенцев.

Мир сквозь черные очки.

Следующий роман Вербера называется «Зеркало Кассандры». Он достаточно объемный по размеру и это немного не типичный для Вербера роман. Во многом здесь логически развиваются все те идеи, с которыми мы сталкиваемся в других книгах автора. Но в целом это взгляд на мир и реальность через черные очки. Главные герои в этой книге – это отверженные, те люди, от которых отказалось общество по тем или иным причинам, или сами отказавшиеся от общества. Жизнь они ведут не самую приятную и благопристойную: живут на свалке, питаются отбросами. Но при этом они не деградируют до уровня животных, у них остается какая-то философия и мысли. Не только главные герои делают эту книгу мрачной и упаднической, но и все общество, которое Вербер здесь рисует, с его нежеланием задумываться о будущем, с его отношением к детям и тому подобное. Если вы уверены, что осилите такой объем мрачности и опустошенности, то можете смело приниматься за роман «Зеркало Кассандры».

Крайние, но не последние.

Совсем недавно, в нулевых годах нашего столетия, у Вербера вышла трилогия «Третье человечество», включающая в себя романы «Третье человечество», «Микролюди» и «Голос Земли». В них автор решил поэкспериментировать и вывести новую расу человека. Но самое интересное, что повествование в романах ведется от лица нашей планеты Земля, которую Вербер одушевляет и та становится разумным существом, сопротивляющимся прихотям людей.
Ну и последняя книга, которую стоит упомянуть, это графический роман (а точнее, комикс) «Exit» или «Выход в новое измерение». Несмотря на легкость чтения, это произведение таит в себе огромный, постепенно раскрывающийся смысл. Любители комиксов буду приятно удивлены.

Итак, подытожим. Для первого знакомства с автором смело можно рекомендовать сборники новелл Вербера «Древо возможного» и «Рай на заказ». Как вариант, можно также начать с романа «Звездная бабочка» или с повести «Наши друзья человеки». Преимущества этих книг в том, что они не принадлежат к каким-либо циклам и по одному произведению или сборнику новелл, читатель сможет сделать вывод – знакомиться ему с автором дальше или нет. А если вы уже знакомы с Бернардом Вербером, или вас не пугают объемные циклы его произведений, то однозначно рекомендуются к прочтению его трилогия о муравьях и квинтет «Танатонавты», «Ангелы», «Боги».

рекомендуем технический центр