Гений великого мулата, написавшего «Трех мушкетеров», состоит отнюдь не в писательском таланте — хотя у юноши без образования, чьи пьесы ставились в «Комеди Франсез» он несомненно был. И даже не в умении заводить себе друзей — ведь среди них были как такие наставники, как Шарль Нодье, так и те, кто в дни славы просто пользовался его деньгами и грелся светом величия. Гений его состоит в умении любить жизнь во всех ее проявлениях.
Дюма действительно умел это: он любил многих женщин, он любил вкусную еду, любил свою славу (или «был тщеславен, как все негры», по определению завистников), любил своих героев и любил бунтовать — в конце концов, его отец был генералом самого Бонопарта.
Говорят, малыш Александр, узнав о смерти отца, полез на лестницу с целью добраться до Бога и побить его за такую несправедливость. Доподлинно неизвестно, правда ли это, но такой поступок был вполне в его духе.

 

рекомендуем сервисный центр


И этому духу было тесно во французской деревеньке, где он жил с матерью, так что он отправился за своей славой туда же, куда и тысячи молодых людей его времени — в Париж. В отличие от многих, ему повезло — несмотря на чудовищное невежество, так порицаемое деревенским священником, кое-чему молодой Дюма научился — красиво писать. В те времена такой навык очень ценился и его взяли на работу в канцелярию регента. Обаятельный юноша стал вхож в определенные круги, где и обнаружилось, что он элементарно не умеет поддержать разговор, так что он, пользуясь доступом к книгам, начал запоем читать все подряд, особенно то, что имело отношение к истории.
И, конечно, также подобно многим, он бредил театром и даже писал свои пьесы. И хотя сейчас мало кто даже из знатоков знаком с постановками по его произведениям, тогда именно они сделали молодого человека знаменитым.
Первой принятой в «Комеди Франсез» драмой стала «Генрих III и его двор». Потом были многие — и в этом театре и в других. Кроме тщеславия, тогда еще не великим Дюма двигала постоянная нехватка денег — он перевез в Париж мать и свою деревенскую любовницу с незаконнорожденным сыном (тем самым, что в свое время напишет «Даму с камелиями), а ведь были и другие женщины, их было много и все они требовали расходов. Хотя мать до самой ее смерти так и останется главной женщиной в жизни писателя — и единственной, кому он всегда хранил верность в своем сердце.
«Мемуары шевалье д'Артаньяна», которые пытливый взор Дюма обнаружил на библиотечных полках, подарили миру красивую историю о дружбе. Сам писатель говорил, что трое из знаменитой четверки были частью его натуры, а один — тем, кем он всегда мечтал и никогда не смог бы стать. Гасконец д'Артаньян был тщеславен, Портос — безроден и любил хорошую кухню, Арамис имел множество любовниц. А вот Атос был тем идеалом дворянина, котором потомок мулата не смог бы стать никогда — и потому именно Атоса Дюма любил больше всего. Когда пришло время убивать своих героев, красивая смерть стала даром для героев, обделен ею был только Атос, с которым и гасконец, ставший маршалом, и сам автор попрощались навсегда.
С «Тремя мушкетерами» связано много историй — забавных и не очень. Так, немногословный персонаж Гримо (слуга Атоса» был придуман Дюма исключительно из меркантильных соображений — в то время издатели платили за строчку. Правда, владелец журнала, в котором печатался этот «роман с продолжением» в конце концов отказался оплачивать слишком короткие строки, но персонаж остался. Другая история менее развлекательная — когда великий Дюма стал действительно великим, объявился некий Огюст Маке и заявил, что писатель использовал его идеи, а его самого сделал литературным негром. И таких огюстов маке со временем становилось все больше. О правдивости и обоснованности таких обвинений спорят многие поколения литературоведов. Но и сторонники, и противники разных версий сходятся в одном — даже если кража идей и использование труда «негров» имело место, Дюма сам дорабатывал каждое произведение и именно его гений делал их неповторимыми.
Слабые с литературной точки зрения (о чем не уставал твердить злорадствующий Виктор Гюго), произведения Дюма притягивали читателей так же, как сам он притягивал женщин. Его романы были динамичны, великолепно выстроены и. Самое главное. - имели притягательных героев. Даже второстепенные персонажи удавались Дюма столь живыми, что забыть их было трудно. То же самое касалось и его пьес — а деятельность в качестве драматурга он не оставлял — которые не отпускали зрителя до последнего акта. Ошеломленный, он вставал и хлопал — таланту актеров и непревзойденному мастерству автора.
Кроме мушкетерской линии, в его писательском творчестве было еще три самых заметных момента — это «Граф Монте-Кристо» и две трилогии — о временах французской революции и о падении династии Валуа.

рекомендуем сервисный центр
История Эдмона Дантеса давно стала в ряд лучших романтических произведений. Количество ее экранизаций спорит с «Мушкетерами» почти на равных, а популярность роли среди актеров — с пьесами Шекспира. Надо сказать, что Дюма и сам был искренне захвачен и историей мести, и идеей обретения сказочного богатства, которое позволяло герою ни в чем себе не отказывать. Писатель настолько проникся идеей, что даже построил собственный «замок Монте-Кристо», когда достаточно разбогател. Это произведение построено по тем же принципам. Которые уже были опробованы — скандалы, интриги, немного красивых женщин. Для остроты добавлен модный восточный колорит — история Гайде, а для разнообразия герою в конце позволено стать счастливым. Воистину, Дюма действительно любил своего Дантеса.
Трилогия о падении династии Валуа стала одной и самых сильных в литературном плане — интрига и герои все так же на высоте, но и манера изложения не уступает им. Все три часть очень трагичны, особенно в том, что касается любовных линий: в «Королеве Марго» прекрасные юноши умирают из-за запретной любви, в «Графине де Монсоро» убивают Бюсси. А потом и фаворитов короля, а в завершающей книге, названной «Сорок пять» Диана де Монсоро развивает сердце сразу двум прекрасным юношам, неспособная ответить на чувства даже одного из них — как и многими героями Дюма, ею руководит месть.
Стоит отметить интересный образ, который особенно удался писателю — это Шико, шут, который появляется в «Графине де Монсоро» и протагонистом проходит к завершению трилогии. Смелый, язвительный, умный и бесконечно верный, этот гасконский дворянин знает толк в еде и людях, он занимает достойное место в галерее персонажей, созданных Дюма.
А вот в серии о революции такого персонажа нет — и от этого она кажется слабой, хотя революционер Дюма писал ее с удовольствием и история получилась действительно трагической и даже в какой-то мере исторически достоверной. Однако местами тоскливости изложения мог бы позавидовать сам Гюго, который и так завидовал — но славе и признанию своего собрата по цеху. Гюго никогда не считал Дюма писателем, но только писакой. И хотя «Собор Парижской богоматери», в отличие от произведений жизнерадостного мулата, действительно считается классикой, популярность литературного наследия Гюго и Дюма сложно сравнивать — слишком много людей грезит о плаще королевского мушкетера.
Жизнь писателя не ограничивалась только его книгами и пьесами — хотя он действительно любил писать, мог заниматься этим почти сутками напролет и почти не уставать. В перерывах между литературной деятельностью Дюма успевал сделать очень многое — и не только по женской части. Он принимал активное участие в Июльской революции, с ружьем в руке штурмуя королевский дворец или гордо стоя на баррикадах. Он поддерживал словом и деньгами дело Гарибальди, даже лично прибывал в его лагерь. Он побывал и в России — история декабристов произвела на него такое сильное впечатление, что на свет появился «Учитель фехтования».
Великий писатель был плодовит во всех смыслах этого слова: только признанных внебрачных детей у него было пятеро, а о количестве непризнанных ходили самых невероятные слухи. Впрочем, если количество его любовниц и их возраст, они не представляют настолько уж фантастическими.
Дюма даже был женат, что, однако не мешало ему иметь множество любовниц. Зато очень мешало его жене, которая довольно быстро рассталась со знаменитым и неверным супругом. Последней любовнице Дюма было 17.
Склонный к мотовству и показной щедрости, писатель быстро зарабатывал деньги и стремительно их тратил. На камине в его доме всегда лежала горсть монет, из которой многочисленные друзья брали «в долг», естественно, ничего не возвращая. Да и сам Дюма много кому был должен — недаром же ему пришлось бежать от кредиторов в Бельгию, как до тогоон бежал от преследования властей в Швейцарияю.
Повзрослевший сын осуждал своего отца и за это проматывание денег, и за многочисленных женщин — а сам Дюма очень жалел, что младшему Александру досталась жидкая кровь матери.
Умирающий Дюма часто вспоминал своих героев, особенно мушкетеров. В своих воспоминаниях его сын писал, что Дюма-отец даже плакал, думая о Портосе, которому так тяжело под придавившей тело силача скалой.
Умер Дюма в городке Пюи во время оккупации Франции Пруссией. Последние годы своей жизни он провел в нищете, был похоронен в печальный дождливый день — но даже эти печальные факты не способны омрачить биографию самого плодовитого писателя, жизнелюба и трудоголика.
Его прах в 2002 году был перезахоронен во французском Пантеоне, но душа его произведений живет — на улице Старой Голубятни в Париже, на берегах Луары, в Версале и Тюильри, на холмах Монмартра и во многих других местах. Ибо это душа самой Франции, воплощенная в книгах.
Экранизации его произведений сложно посчитать — у одних только «Мушкетеров» их около сотни и это явно не конец, ведь последняя вышла в 2014 году. Итальянцы, французы, англичане, русские — да что там, даже корейцы! - завороженные красотой истории о настоящей дружбе, стремились воплотить ее на экране. У «Графа Монте-Кристо» несколько меньший послужной список, но все же он очень обширен. Герои произведений Дюма продолжают жить на зачитанных страницах и многочисленных экранах — а значит и сам плодовитый гений все еще жива. Тщеславие великого Дюма, должно быть, теперь действительно удовлетворено.

рекомендуем сервисный центр